ХОХМОДРОМ- смешные стихи, прикольные поздравления, веселые песни, шуточные сценарии- портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ - портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ ХОХМОДРОМ
НАЙДЁТСЯ ВСЁ >>>
НАШИ АВТОРЫ
ОБСУЖДЕНИЕ
Удачные произведения
Удачные отзывы
Юмористические книги
Новости
Добавить произведение
Правила сайта
Присоединяйся! Присоединяйся!
Лучший подарок НА 23 ФЕВРАЛЯ!

Купить книгу!
Друзья сайта:
Центр реабилитации жертв графомании им. Питерпенсила Андрей Ситнянский - сатирические стихи
 
  Советская пресса о Владимире Высоцком… - Чёрный юмор  | Сообщить модератору


Советская пресса о Владимире Высоцком…



 
Советская пресса о Владимире Высоцком…

Сейчас, в годовщину смерти Владимира Высоцкого, на фоне фальшивой слезливости и откровенного идеологического гламура в адрес этого великого Поэта, Барда и Бунтаря, хочу напомнить всем к его жизни и творчеству, кем и чем был всегда (да и во-многом сейчас остаётся) Владимир Высоцкий для любой тоталитарной власти. Для этого привожу здесь подборку из газетных публикаций тех лет, которые и сейчас ещё в сознании многих никуда не ушли, предваряя каждую из них своим коротким вступлением и комментариями того издания, которое всё это мракобесие вытащило из небытия (за что ему огромное спасибо) и представило на суд сегодняшних читателей, то есть, нам с вами… Соломон Ягодкин

1.
Интерес к творчеству Владимира Высоцкого не ослабевает, в особенности учитывая, что всё то, что оставил после себя этот уникальный художник и человек, в каком бы жанре и направлении он ни работал, ни на йоту не потеряло своей художественной ценности и жизненной актуальности. Что греха таить, и сегодня тоже, когда многое из нашего недавнего прошлого тихой сапой неуклонно возвращается на круги своя. И тогда тем более интересно вспомнить и понять, через какие тернии прошёл Владимир Высоцкий на своём недолгом, но ярком жизненном пути. Чтобы возвратиться в атмосферу тех гнетущих лет, предлагаю всем желающим уже с позиции дня сегодняшнего перечитать четыре газетных публикации конца 60-х. Первая, под названием "О чём поёт Высоцкий", была напечатана в газете "Советская Россия" 9 июня 1968 года. Три остальные, как бы в продолжение "воспитательного процесса", чуть позже ударили по Художнику со страниц газет "Тюменский комсомолец" и "Тюменская правда". Итак, читаем, смеёмся, а потом горестно понимаем, откуда мы ушли и стоит ли туда опять возвращаться...


О ЧЁМ ПОЁТ ВЫСОЦКИЙ

"В старину, говорят, в Москву за песнями ездили. Да, собственно, почему только в старину? Сколько замечательных песен, родившихся в столице, помогали советским людям строить и жить, бороться и побеждать. Замечательные песни создают московские композиторы и сейчас. Только совсем не такие песни везут некоторые "барды" из Москвы. И звучат они в городах, находящихся на весьма солидном расстоянии от столицы. Быстрее вируса гриппа распространяется эпидемия блатных и пошлых песен, переписываемых с магнитных пленок. Быть может, на фоне огромных достижений литературы и искусства это кажется мелочью, "пикантным пустячком". Но у нас на периферии вредность этого явления в деле воспитания молодежи видна совершенно отчетливо. Мы очень внимательно прослушали, например, многочисленные записи таких песен московского артиста В. Высоцкого в авторском исполнении, старались быть беспристрастными. Скажем прямо: те песни, которые он поет с эстрады, у нас сомнения не вызывают и не о них мы хотим говорить. Есть у этого актера песни другие, которые он исполняет только для "избранных". В них под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных. Это распоясавшиеся хулиганы, похваляющиеся своей безнаказанностью ("Ну, ничего, я им создам уют, живо он квартиру обменяет")(1). У Высоцкого есть две песни о друге. Одна написана для кинофильма "Вертикаль", другая с экрана не звучала. Люди из этих песен очень разные: один отправляется в горы, другой едет в Магадан. Что ж, ехать в Магадан, как и в другие края, чтобы строить, бороться с трудностями, - дело похвальное. Но Высоцкий воспевает не это. Он спешит "намекнуть", что его друг едет в Магадан "не по этапу, - не по этапу, его не будет бить конвой, он добровольно" (2). Вначале трудно даже понять, кто более дорог Высоцкому: тот друг, который поддержал его, свалившегося со скал, или тот, который едет в Магадан, потому что "с него довольно" (чего довольно?) и что автору ближе - "испробовать свои силы в горах" или "уехать с другом заодно и лечь на дно"? Но в конечном итоге друг выбран. И совсем не тот, что "шел за тобой, как в бой", а тот, который идет "на дно". Певец клянется ему в своей верности: Я буду петь под струнный звон Про то, что будет видеть он. Во имя чего поет Высоцкий? Он сам отвечает на этот вопрос; "ради справедливости и только" (3). Но на поверку оказывается, что эта "справедливость" - клевета на нашу действительность. У него, например, не находится добрых слов о миллионах советских людей, отдавших свои жизни за Родину (4). Странно, но факт остается фактом: герои Отечественной войны, судя по одной из песен Высоцкого, - это бывшие преступники, которые "не кричали "ура", но явились чуть ли не главной силой и не будь их - нам не удалось бы победить врага (5). Высоцкий сложил "Сказку о русском духе", который вылился из винной бутылки, но, несмотря на свои способности, "супротив милиции ничего не смог" (6). Забрала "русского духа" милиция: Вывели болезного, руки ему за спину, И с размаху кинули в черный воронок. В программной песне "Я старый сказочник" Высоцкий (7) сообщает: Но не несу ни зла я и ни ласки... Я сам себе рассказываю сказки. Ласки он, безусловно, не несет, но зло сеет. Это несомненно. Так, например, взяв строчку из поэмы В. Маяковского, он предлагает ее в такой обработке: И думал Буткеев, мне челюсть кроша, Что жить - хорошо и жизнь - хороша! Могут подумать: паясничает актер, просто ублажает низменные вкусы. Однако, оказывается, Высоцкому приятна такая слава, которая "грустной собакой плетется" за ним. И в погоне за этой сомнительной славой он не останавливается перед издевкой над советскими людьми, их патриотической гордостью. Как иначе расценить то, что поется от имени "технолога Петухова", смакующего наши недостатки и издевающегося над тем, чем по праву гордится советский народ: Зато мы делаем ракеты, Перекрываем Енисей, А также в области балету Мы впереди планеты всей (8)В школах, институтах, в печати, по радио много усилий прилагается для пропаганды культуры речи. Борются за чистоту разговорного языка лингвисты и филологи. А артист Высоцкий уродует родной язык до неузнаваемости. Чего стоит хотя бы это: "из дому убег", "чегой-то говорил", "из гаражу я прибежу" и "если косо ты взглянешь, то востру бритву наточу", "чуду-юду победю" и т.д. и т.п. (9)Все это совсем не так наивно, как может показаться на первый взгляд: ржавчина не вдруг поражает металл, а исподволь, незаметно. И человек не вдруг начинает воспринимать и высказывать чуждые взгляды. Сначала это просто сочувствие преступникам на том основании, что они тоже люди. Сначала - вроде шутя о милиции, которая "заламывает руки" и "с размаху бросает болезного", а потом возникает недовольство законом, правосудием. "Различие между ядами вещественными и умственными, - писал Лев Толстой, - в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные ...к несчастью, часто привлекательны. "Привлекательными кажутся многим поначалу и песни Высоцкого. Но вдумайтесь в текст и вы поймете, какой внутренний смысл таится за их внешностью. Мы слышали, что Высоцкий хороший драматический артист, и очень жаль, что его товарищи по искусству вовремя не остановили его, не помогли ему понять, что запел он свои песни с чужого голоса."

Г.Мушита, преподаватель консультационного пункта Государственного института культуры, Саратов, А.Бондарюк. (Наш корр.).
"Советская Россия", 9 июня 1968 года

……………………………………………………………………………….
Прим. ред.:
(1) Мы уже говорили однажды в нашей рубрике о том, что подобные обвинения абсолютно идентичны сталинско-ждановским обвинениям М. М.Зощенко в "воспевании" мещанства. В наше время вряд ли уже стоит доказывать, что говорить "от имени", как это делали Зощенко и Высоцкий, и "во имя" - совсем не одно и то же. Любопытно отметить, что для иллюстрации своей мысли авторы статьи используют цитату именно из "Песни завистника", герой которой -абсолютно "зощенковский" персонаж.

(2) Не будем сейчас уличать авторов статьи в том, что герой данной песни - персонаж не вымышленный, а вполне конкретный: это друг юности Высоцкого поэт И. Кохановский. Разумеется, они этого знать не могли. Но непонятно, однако, на что они намекают, когда столь рьяно обрушиваются на поэта за то, что его герой едет в Магадан "не по этапу", "добровольно" (кстати, в песне об этом говорится прямо, а вовсе не намеками). Может быть, они разочарованы тем, что герой - не "зека", но тогда вовсе непонятно, почему в других песнях их, наоборот, возмущает, если герои - "зеки"?

(3) Не правда ли, любопытный метод цитирования? Несколькими строчками выше герой, которому принадлежат эти слова, характеризовался как "распоясавшийся хулиган", а теперь вдруг оказывается, что именно в его уста Высоцкий вложил свою жизненную программу. Интересно все же, как авторы об этом "догадались"?

(4) Здесь уже прямой подлог, ибо не знать хотя бы песни '"Братские могилы", звучавшей в к/ф "Я родом из детства", и включавшейся Высоцким в большинство своих концертов, авторы статьи не могли.

(5) Сколь мы можем судить, в песне "Штрафные батальоны" не давалось глобальной оценки роли этих подразделений в войне, но то, что их использовали в качестве "пушечного мяса" на самых тяжелых участках - в настоящее время общеизвестно. Впрочем, что уж предъявлять претензии к авторам по этому поводу, если уже в 1983 году некто М.Божаткин, по его словам - моряк-фронтовик, в статье "Всей глубиной сердец" ("Южная правда" (Николаев) от 25 августа) не постеснялся клятвенно заверять читателей , что ни разу на фронте не видел и не слышал о штафбатах, и что все разговоры о них - из песенок Высоцкого, который повторял измышления западных "голосов". И это в 1983-м, а не в печально памятном 1968-м!

(6) Здесь вновь непонятна (или, наоборот, очень понятна) позиция авторов статьи. Можно не сомневаться, что, если бы в песне милиция не смогла справиться с "джинном", то Высоцкого обвинили бы в "очернительстве" советской милиции, но то, что их возмутил тот факт, что милиция справилась с хулиганом, выдает изначальную заданность и тенденциозность статьи.

(7) А может, все же не он, а настоящий автор песни - Ю.Кукин?

(8) Эти строки в последнее время стали уже почти что штампом, их постоянно цитируют, когда хотят обличить наплевательское отношение к действительным нуждам людей, прикрываемое пропагандистской трескотней о "великих достижениях". Так что действительность того - да и не только того времени - эта песня отражает абсолютно точно, даже жаль уточнять, что и она принадлежит не Высоцкому,... а Ю.Визбору.

(9) По этому поводу можно заметить, во-первых, то, что если уж цитировать, то надо это делать хотя бы добросовестно, не перевирая текст практически в каждом случае, а во-вторых, стоило ли походя пытаться разрешить вопрос, на котором еще со времен Пушкина сломано немало копий: может ли использоваться разговорный язык, просторечие, жаргонизм в "высокой поэзии"?


Мы предоставляем вам самим оценить, прав ли был Высоцкий в своей оценке этого "опуса" в письме, посланном им в единственную инстанцию, которая в то время могла остановить девятый вал клеветы - в ЦК КПСС (хотя бы потому, что именно только она и могла ее ранее санкционировать) . Тем, кто еще не успел прочитать это письмо, рекомендуем обратиться к журналу "Известия ЦК КПСС" N12 за 1989 год.

Нам не известно, почему столь высокий сановный гнев песни Высоцкого вызвали в Тюмени, но факт остается фактом: именно в этом городе был проведен "комсомольский актив" по борьбе с этими песнями, и городские газеты неоднократно обращались к этой теме. Со статьями в "Тюменском комсомольце" и в "Тюменской правде" мы и хотим вас познакомить.В.Дузь-Крятченко-Вагант 10.11.1990г

Итак, читайте продолжение "КРИК МОДЫ ЗА ТРЁШНИЦУ"
irrkut.narod.ru/stati/ochem_poet-1.htm

2.
С большим интересом продолжаю всех желающих знакомить с подборкой статей советского периода о творчестве Владимира Высоцкого. На этот раз - статья "КРИК МОДЫ ЗА ТРЁШНИЦУ", опубликованная в номере газеты "Тюменский комсомолец" за 14 июня 1968 года. Читайте с волнением, ибо без волнения такое читать нельзя...


КРИК МОДЫ ЗА ТРЁШНИЦУ

Песня и стих - это бомба и знамя и голос певца
поднимает класс

"- ДО КАКИХ ПОР мы будем говорить о Евтушенко, Вознесенском где угодно, только не на молодежных вечерах, диспутах, собраниях?. - примерно так сказал первый секретарь Тюменского горкома ВЛКСМ, выступая на недавнем областном комсомольском активе.
Ясно, что Сергей Великопольский имел в виду не только творчество названных поэтов. Мы почти не говорим о современной поэзии, литературе, о современной музыке. Хотя вряд ли нужны доказательства: тяга ко всему новейшему у молодежи была сильна во все времена.
К чему ведет диспропорция интереса и возможности получить информацию? Сведения берутся часто не из первоисточника. И сама информация может оказаться не той или без необходимого комментария.
...Юрий Белкин "открыл" современных бардов через "фарцовщиков', тех, что промышляют у иностранцев то порнографию, то нейлоновые панталоны и из-под полы спекулируют этим "добром". Среди предметов импорта и распродажи на внутреннем рынке немалую толику занимают модные записи разных там западных "хиппи" и див. Как свидетельствуют вполне официальные источники, "король джаза" Белкин выполнял неблаговидную роль "бизнесмена" с 1962 года. Он переписывал пересылаемые ему по почте "шедевры" на пластинки, магнитофонные ленты и сбывал дальше по три рубля за штуку.
Будучи пойманным за руку, он авторитетно заявил, что "хиппи" в Тюмени теперь не в цене, что на рынке их потеснил другой товар - определенного сорта опусы некоторых современных "бардов" и "менестрелей".

ИЗВЕСТНО, что в целом творчество бардов явление сложное и довольно пестрое. Часть их произведений по праву вливается в общее песенное половодье, а другая отсеивается, остается "песня [так в тексте, правильно: песней -Ред.] для себя", для узкого круга. Эта часть песен и сочинялась-то порой для забавы, без всякой претензии быть песней для всех. А есть и такие, что сочинялись и исполняются - это уже зависит от вкуса - на полнейшем серьёзе и с упоением. Пел же ведь кто-то когда-то, скажем, такое:

Увы! Куда ни покажуся,
Родные гонят прочь меня.
Пойду я в море утоплюся,
Пускай несет меня волна... [1]

Пели еще, например, такую лакейскую песню:

"Что за славная столица, развеселый Петроград". Несколько лет назад отшумел по городам и весям сердцеед "Мишка". Все это благополучнейшим образом отметается, забывается и служит потом лишь курьезным примером известных запросов известного времени.
У многих нынешних песен бардов похожее будущее. Вообще говоря, эти песни можно долго и тщательно делить по качеству, жанрам, по назначению. Тут есть песни грустные и забавные, песни-шутки, баллады, притчи, пародии. Белкин же выбрал для своего бизнеса песнопения, рядом с которыми дребедень, достойная нэпмановских граммофонов, покажется классикой. Нам скажут, что песни, мол, тут ни при чем, что спрос рождает предложение, а спекулянту в сущности все равно чем спекулировать - были бы деньги. Да, это верно, пожалуй. Мы не согласны лишь с тем, что песня тут уж совсем ни при чем. Песни, в которых воплощена душа народа, народ поет и любит. Они, песни эти, не знают границ и не нуждаются в услугах Белкина и К°.
А вот через Белкина, по одному каналу с заморскими панталонами, идет сорт творений, который при людно, как и панталоны, показывать не заведено. Словом, они нашли достойный их способ распространения и потребителя.
В отдельных случаях эта песня идет на бульвар. Да и как идет!
Смотрим недавно - фланирует по Тюмени заросший отрок в немыслимых клёшах. По швам бубенцы. На животе - портативный магнитофон и, простите, песни. Про "халяву рыжую", "Нинку-наводчицу".. . Парнишка млеет от сознания ново модности и интереса прохожих к себе, не замечая, что интерес-то примерно того же порядка, что к экспонату в паноптикуме "женщина с бородой". Парнишка уверен, что не продешевил [так в тексте; правильно, вероятно, должно быть: "не переплатил" - Ред.], отдав за ролик трешницу. Ему гораздо важнее быть носителем "моды" и щеголять ею, чем понимать, ЧТО эта мода с собой несет.
Конечно же, зрелому человеку на дух этих песен не надо. А если он их и прослушает раз-другой, то к нему они не пристанут. Для поклонения этому творчеству нужна особая почва. И вот волосатый отрок их принял как откровение, как крик моды, и, самое худшее, эти творения становятся вольно или невольно частью его идеологии, вкусов, запросов.
Это явление - песенное хулиганство - не безобидно. В нем, если хотите, отражен один из способов духовного разложения молодежи.

НЕДАВНО в Тюмени, на судостроительном заводе, где работает "король", состоялся вечер городского комсомольского актива "И в музыке есть политика".
Его участникам было предложено прослушать ряд изъятых у Белкина песен в магнитофонной записи.
"МАРАЗМ" - таково было общее мнение о прослушанном.
Где же, спросили выступавшие, на каком дне наскребли барды эту "лексику" - "стерва", "тюряга"; эти "образы" (все та же "Нинка-наводчица", "халява рыжая", ухари-пошляки) людей с социальными да и клиническими отклонениями от нормы [2].
К ним примыкает другой тип героя, который метит чуть ли не в правдолюбцы, в оценщики моральных ценностей нашего строя. Этот подался ни много - ни мало в певцы социальные. Ему наша жизнь представляется психолечебницей, а идеалы ее - миражем. Мораль:

...рассказал бы Гоголю
Про нашу жизнь убогую,
Ей-богу, этот Гоголь бы
Нам не поверил бы.

Выход из этого одни барды видят в призыве к неким варягам: "Спасите наши души . Другие считают, что лучше "лечь на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать" [3]. С чьего это голоса? Даже враждебные нам радиостанции и газеты все чаще воздерживаются от таких приемов. Эти же песни-сплетни, песни-пасквили, в которых секс, индивидуализм, глумление над человеком смешаны с махровой антисоветчиной, распространяются, по существу, свободно. Вот до чего доводит отдельных бардов отсутствие творческого и идейного контроля. В таких песнях нет ни грана правды, принципиальности.
Большую, пусть даже горькую, правду можно и должно высказывать открыто и прямо - средств для этого предостаточно. Можно и должно, однако для этого надо иметь за душой гражданское мужество, зрелость, глубокую убежденность. И самое главное - надо иметь, что сказать, что спеть людям.
На вечере выступили инженеры, рабочие, студенты, творческая молодежь. Они со всей прямотой сказали:
- За "творчеством" отдельных бардов нет ничего, никакого общественного мнения. Кто им дал право судить о народе и обращаться к нему?
Вечер показал, что пришла пора во весь рост встать на борьбу с безвкусицей, пошлостью, аполитичностью

С ЧЕГО начинать? Может, с анализа того, что привлекает молодых в сомнительного качества музыке? Как сказал один из выступающих: "поискать. на чем нас покупают, представить эту песенную якобы смелость в истинном виде". И главное, над чем необходимо задуматься: что мы предложим взамен? Вечер поставил этот вопрос. Комсомольский актив пока не был готов на него ответить А думается, не случайно Белкин "возник" на предприятии, где уже два года не могут найти пропагандистов, где все это время политической учебы практически нет.
Но это, в конце концов, разговор не только одного вечера. Нужны встречи, творческие, в разной обстановке, разговоры по существу. Нужно дать отпор тем, кто портит песню, кто подменяет ее дурно пахнущим суррогатом."

"Тюменский комсомолец" (Тюмень) 14 июня 1968 года

…………………………………………………………………………….
Прим. ред.:
[ 1] Необычайно убедительная аргументация, не правда ли: "пел кто-то когда-то". Думается, на основании таких "улик" можно обвинить любого певца и поэта в чем угодно, впрочем, это и было проделано (статья "Да, с чужого голоса!").

[2] Жаль, что рафинированные "выступавшие" не пригласили на свой вечер рабочих этого самого судостроительного завода и не спросили их: не приходилось ли тем когда-либо встречаться с подобной - или еще более хлесткой - лексикой и с подобными персонажами и насколько редкими были подобные встречи.

[3] Здесь нам вспоминается что-то гоголевское - что-то о знаменитой унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла. Выдавать себя за знатока песен бардов и, в частности, Высоцкого, и вдруг обнаружить, что понятия не имеешь, что обе упомянутые песни принадлежат именно Высоцкому - какой "прокол"...
В.Дузь-Крятченко
Итак, вы прочли корреспонденцию, опубликованную после собрания комсомольского актива Тюмени, корреспонденцию обтекаемую и неконкретную. Что, вам она не показалась таковой? Вы, наоборот, считаете, что она весьма конкретно и остро направлена против талантливого направления в поэзии, против свободы творчества? Ну, это вы недопонимаете... Чтобы во всем полностью разобраться, читайте статью второго секретаря Тюменского горкома ВЛКСМ Е.Безрукова "С чужого голоса".

Итак, читайте продолжение "С ЧУЖОГО ГОЛОСА".

irrkut.narod.ru/stati/ochem_poet-2.htm



3.
Следующая статья под названием "С ЧУЖОГО ГОЛОСА" была опубликована уже в газете "Тюменская правда" 7 июля 1968 года. Читаешь, и сам себе не веришь, что ТАКОЕ могло быть в нашей жизни. Однако же было, и для многих любо до сих пор...

От редакции:
Для развенчания "так называемых бардов" одной статьи в 'Тюменском комсомольце" оказалось, видимо, недостаточно. На помощь комсомолу, от которого теперь в бой вступило "орудие более крупного калибра" - второй секретарь горкома, пришла партия. Ее боевой орган газета 'Тюменская правда" поместила на своих страницах статью:


С ЧУЖОГО ГОЛОСА

"Не так давно в клубе судостроительного завода состоялось собрание комсомольского актива Тюмени. На повестке дня был вопрос об отношении к так называемым "песням" Высоцкого и ему подобных.
Необходимость подробнее поговорить об этом возникла потому, что среди некоторой части молодежи города их творения получили признание.
Издавна у нашего народа к песне уважительное отношение. В поле или дома, в часы веселья и в пору кручины - песня-друг всегда рядом, искренняя, задушевная, она - опора сердцу, выразительница сокровенных чувств и чаяний.
Любят у нас песню. И неудивительно, что наряду с профессиональными, популярны и самодеятельные песни. Особенно среди молодежи. Они не сложны в исполнении, непритязательны к аккомпанементу и вокальной одаренности исполнителей. Их легко петь и на эстраде, и у костра. И в то же время многие из них имеют несомненную эстетическую ценность. Лучшие песни Окуджавы, Якушевой, Городницкого,
Висбора [так в тексте - Ред.] покоряют своей нравственной чистотой, гуманизмом, гражданственностью.
И все-таки хороших песен не хватает. Как говорится, спрос налицо, а производство отстает. Вот потому-то и появились "барды" с гитарами: Высоцкий, Клячкин, Ножкин, Кукин.
О чем они поют? Какие идеалы прославляют?
У Высоцкого есть несколько песен, которые имеют общественное звучание, но не о них речь. К сожалению, сегодня приходится говорить о Высоцком как об авторе грязных и пошлых песенок, воспевающих уголовщину и аполитичность.
Советский народ посвящает свой труд и помыслы высокой цели - строительству коммунистического общества. Миллионы людей отдали жизнь, отстаивая в боях наши светлые идеалы.
Но что Высоцкому и другим "бардам" до этих идеалов. Они лопочут о другом:

Лечь бы на дно, как подводная лодка...

Или:

А у психов жизнь, -
Так бы жил любой:
Хочешь - спать ложись,
Хочешь - песни пой.

Оговоримся сразу. Это не песни. У них нет своей мелодии. Это поделки-речитативы под два - три затасканных аккорда. Но у них есть свой четкий замысел - уходи от деятельности, от общественных обязанностей, от гражданского долга, туда - к водке, к психам, на дно…
Поделки рассчитаны на определенного потребителя - прежде всего, на молодежь, на самую юную ее часть - подростков. Потому что у людей более взрослых есть жизненный опыт, идейная закалка, верный взгляд на искусство, и такие поделки вызывают у них отвращение. А вот некоторым молодым людям, политически незрелым, неискушенным, подобные творения кажутся откровением. Ведь такое не встретишь в учебниках и книгах:

- Я женщин не бил до 17 лет...

Поколение за поколением проповедует бережное, возвышенное, благородное отношение к подруге, жене, матери - к прекраснейшей половине человечества. А тут пожалуйста:

И слева, и справа
Я ей основательно врезал...

Так с наглым цинизмом отбрасывается наша нравственность, попираются самые высокие моральные принципы.
Любовь? О, это так просто. С кем и когда угодно, без всяких сантиментов. Позвоните только по телефону. Можно еще проще: "Верка и водка". Есть и другой вариант: "Нинка". Ничего, что она наводчица, грязная и т.д. Главное, все очень просто. По-первобытному, без цивилизации.
Мы уже не говорим о другой категории "песен", где что ни строчка, то "тюряга", "халява", "шалава", "стерва". И, право же, надо иметь узкий лоб и быть поразительно неразборчивым, чтобы пускать уголовный жаргон в обиход!
НО ЕСТЬ у "бардов" и творения "интеллектуальные", так сказать, с идейной направленностью. Но с какой? Они из кожи лезут, чтобы утащить своих почитателей в сторону от идеологической борьбы социального прогресса и империалистической реакции. Они вроде бы не замечают, как обострилась классовая борьба на международной арене, как наши враги пытаются изнутри подорвать социалистический строй, отравить сознание отдельных неустойчивых людей. "Пусть другие спорят, отстаивая правоту советских взглядов" - вот суть таких призывов. Они поучают:

А на нейтральной полосе цветы -
Необычайной красоты.

"Антисемиты", "Миражи", "Нечисть", "На кладбище" - целый набор творений, заражающих молодых вирусами недоверия, скепсиса, равнодушия ко всему, что дорого и близко советским людям.
Так Высоцкий, Кукин, Клячкин, Ножкин вольно или невольно становятся идеологическими диверсантами, пытающимися калечить души наших подростков, юношей и девушек. Давид Строке, один из апологетов буржуазии, в книге "Молодежь нуждается в руководстве" пишет: "Мы должны стремиться к тому, чтобы любыми способами отвратить молодежь от политики. Пусть молодые балбесы делают то, что хотят: танцуют рок-н-ролл, занимаются спортом, любовью, посещают ночные клубы, пьют, наконец, дерутся... Но мы обязаны уберечь их от увлечения политикой, которая в конечном счете окажется марксистской политикой".
Обратите внимание, какими хочет видеть молодых людей Строке. Балбесами. С ограниченным умственным кругозором. На этот же идеал ориентируют и творения "бардов". Ведь их "букет" развлечений того же сорта: пьянка, драки, "свободная любовь", отход от основных принципов нашего мировоззрения. Одним словом, "барды" взахлеб "поют" с чужого голоса. Знают ли об этом их молодые почитатели? Во всяком случае, обязаны знать.
ПОДЕЛКИ Высоцкого и его эпигонов попали 'в молодежную среду окольными путями. Сопутствовало благодушному восприятию подобных творений в известной мере доверительное отношение к песне. Но главное не в этом. Дорогу пошлости выстелили беспечность и благодушие ряда работников культурного фронта, торговли, а также равнодушие молодежных организаций к этой заразе, которое имело место до последнего времени.
Не обошлось, конечно, без спекулянтов и хапуг. В Тюмени долгое время сбывал низкопробные творения рабочий судостроительного завода Ю.Белкин. Он был связан с дельцами от музыки в Ленинграде и Москве. От них получал хлам и распространял его по нашему городу, делая "бизнес": "Берите бублики, платите рублики..." Над тем, что тащит к людям заразу, Белкин не задумывался.
О его грязных проделках "Тюменская правда" писала еще в 1962 году. В корреспонденции "Яд в кассетах" (номер за 25 декабря) авторы говорили, что Белкин среди стиляг снискал репутацию короля рок-н-ролла, что вместе с Боровиковым он подсовывал неразборчивым молодым людям пленки с записью так называемой джазовой музыки. С тех пор прошло почти шесть лет, но в поведении Ю .Белкина ничего не изменилось. Он стал вести себя более нагло, сбывать ядовитого "товара" еще больше. Получилось, как в знаменитой басне: "А Васька слушает да ест..."
Конечно, активисты и на этот раз воздали должное грязным делишкам спекулянта. Но не пора ли его поставить лицом к лицу с законом и привлечь к уголовной ответственности за неблаговидные дела?

НА СОБРАНИИ комсомольского актива антисоветская пошлятина Высоцкого и других была сурово осуждена. Выступили ветеран комсомола, заместитель директора судостроительного завода коммунист Лукьянец, студентка педагогического института Симонова, преподаватель музыкального училища Михалев и другие. Собрание направило в ЦК ВЛКСМ письмо, в котором требовало развенчать до конца среди молодежи идеологически вредные "творения" Высоцкого, Клячкина, Кукина и им подобных.
Но нашлись и защитники интеллектуального мещанства. Такую позицию заняла, в частности, сотрудница газеты Тюменский комсомолец" С. Мандрашова.
Когда состоялся очередной пленум городского комитета ВЛКСМ, комсомольцы отказали Мандрашовой в доверии и вывели ее из состава бюро и горкома ВЛКСМ.
Странно прозвучала и опубликованная после собрания актива в газете 'Тюменский комсомолец" обтекаемая, неконкретная корреспонденция, посвященная этому важному событию в жизни молодежи города.
ОСУЖДАЯ "бардов", стоит задуматься над тем, почему появляются высоцкие и белкины, почему среди молодежи еще находятся люди, принимающие всерьез мещанско-пошлую дребедень.
И тут надо признать, что в Тюмени плохо поставлена пропаганда музыки, эстетических знаний в целом. Это большой пробел в работе городского комитета ВЛКСМ, городского отдела культуры, музыкального училища, областной филармонии, школ. Слабо используются в этих целях и возможности телевидения.
В областном центре очень редко устраивают музыкально-образовательные концерты для подростков. Концертная бригада артистов филармонии еще не "нащупала" тропки к сердцам юношества. Выступления оркестра народных инструментов под руководством Л. Беззубова, симфонического оркестра носят эпизодический характер. Пригласительные билеты на вечера в драмтеатре или филармонии подростки, как правило, не получают. А в клубах офицеров и аккумуляторного завода молодежные мероприятия носят лишь развлекательный характер.
Плохо пропагандируются лучшие лирические песни самодеятельных авторов и известных мастеров. Кому, например, кроме любителей, известны задушевные туристские песни, те, что хорошо петь не только у костра и в походе?
Хорошо зарекомендовал, например, себя эстетический клуб "Радуга" на прядильно-сетевязальной фабрике, в институте Гипротюмень-нефтегаз, на железнодорожном узле. Но их раз, два - и обчелся.
Давно назрела пора возобновить работу музыкального лектория при облфилармонии, создать в городе эстетический клуб для юношества. Поставить в нем дело так, чтобы он был не менее популярен, чем клубы имени Дзержинского и юных летчиков.
Пора решить вопрос и о том, чтобы для целевых молодежных мероприятий залы города предоставлялись бесплатно.
Многое могут сделать для эстетического воспитания молодежи местные поэты, писатели, актеры, художники, журналисты, музыканты. Леонид Беззубов - пока единственный, кто проявил инициативу, создав ансамбль молодых гитаристов. И парни пошли к нему учиться настоящей музыке.
Где же инициатива других творческих организаций? Мы никак не можем уговорить отделение Союза писателей выделить руководителя для занятий с молодыми поэтами и литераторами. А ведь в свое время в Тюмени существовало неплохое молодежное литературное объединение.
Творческие работники города довольно редко встречаются с молодежью, порой безответственно относятся к своим выступлениям в молодежной аудитории (писатель В.Николаев и другие).
Учить восприятию искусства - это значит бороться за человека, добиваясь победы в идеологической борьбе. Ибо эстетическое воспитание - неотъемлемая часть политического."

Е.Безруков, второй секретарь Тюменского горкома ВЛКСМ.
"Тюменская правда", 7 июля 1968 г.

……………………………………………………………………………….
Мы не сочли необходимым подробно комментировать данную статью, поскольку, во-первых, с высоты наших сегодняшних знаний о творчестве Высоцкого вы, вероятно, и сами могли бы объяснить автору его "ошибки" (ой, ошибки ли?); во-вторых, многое было нами сказано в комментариях к предыдущему номеру (к примеру, о просторечии и жаргонизмах, что так возмутили товарища Безрукова); в-третьих, в ряде случаев нападки на Высоцкого и его товарищей по творчеству столь грубо сработаны, что не требуется и знания их творчества, чтобы понять, например, что писать "высоцкие и белкины" - значит сознательно ставить на одну доску спекулянта с тем, чьим трудом он живет.
Впрочем, как и следовало ожидать, эта статья подобными подлогами кишит: это и фрагмент о песне "На нейтральной полосе", и возмущение, которое вызвала у автора песня "Антисемиты" (так и вспоминается, что "знаменитое" общество "Память" начиналось в стенах Севастопольского РК КПСС города Москвы). В общем, думается, и в то время подобные статьи не так уж многих могли обмануть. Не случайно ведь вскоре "Тюменской правде пришлось еще раз вернуться к теме "антисоветской пошлятины Высоцкого", чтобы дать отпор ее защитникам.

В.Дузь-Крятченко

Итак, читайте продолжение: "ДА, С ЧУЖОГО ГОЛОСА!"

irrkut.narod.ru/stati/ochem_poet-2a.htm

4.
Да, с чужого голоса...
И завершает подборку статья "Да, с чужого голоса!", которая стала естественным продолжением такого же "содержательного" опуса "С чужого голоса", и в той же газете "Тюменской правды", но уже от 30 августа 1968 года. Позволю на прощание процитировать себя-любимого: "Мракобесие всяко надо знать, чтобы потом его не пришлось изучать...". Это что-то вроде прививки против той же чумы, чтобы чума опять не вошла в наш дом.

От редакции:

От редакции:
В предыдущем номере мы познакомили вас, уважаемые читатели, со статьей Е. Безрукова в газете "Тюменская правда". Однако в своем рвении "разоблачить" Высоцкого газета на этом не остановилась. Судя по статье, которую мы предлагаем вашему вниманию сегодня, "комсомольский вожак" своей цели не достиг: читатели в большинстве своем смогли "отделить котлеты от мух", и редакция получила множество писем в защиту поэта (см. в редакционном предисловии: "некоторая часть молодежи все еще увлекается "песнями" Высоцкого"). Почему для ответа было выбрано именно письмо Виктора Калашникова мы не знаем, поскольку по принятой в партийной прессе традиции автор статьи "Да, с чужого голоса!" ведет "бой с тенью" - т.е. представляет только свою точку зрения, а из письма оппонента произвольно приводит цитаты (и кстати, хотелось бы знать: "а был ли вообще мальчик?" - причину подобных сомнений мы объясним вам позднее). С точки зрения здравого смысла нижеприводимая статья вообще не нужна, поскольку не содержит ни одного нового "аргумента" по сравнению со своей предшественницей (ну, разве что автор слегка попользовался совроссийским опусом "О чем поет Высоцкий"). И все же хотелось бы указать на два отличия: во-первых, на тон "С. Владимирова" - снисходительно-добродушный, дешево-демагогический, этакое похлопывание свысока по плечу. Во-вторых, все же чувствуется, что предыдущую статью писал довольно изощренный в своем деле "аппаратчик", который учел ошибки своих предшественников из "Советской России": Е. Безруков ругал "высоцких, кукиных, клячкиных, ножкиных", а значит, ему не было необходимости разбираться, кому какая песня принадлежит. И если в своей статье Безруков и привел не принадлежащую им песню, то это в данном случае прошло все равно как нечто естественное - ну, процитирован еще один "бард", кроме названных, ну и ладно. "С. Владимиров" же решил направить острие "критики" против конкретно Высоцкого, но забыл, что при этом надо знать конкретно его творчество, и цитировать для того, чтобы "прищучить" Высоцкого, песню Галича - значит ставить себя в положение гоголевской унтер-офицерской вдовы.


ДА, С ЧУЖОГО ГОЛОСА!
Ответ Виктору Калашникову

"Не так давно в редакционной почте оказалось и это письмо - отклик на статью Е. Безрукова "С чужого голоса" ("Тюменская правда", 7 июля 1968 года). Многие наши читатели ее, видимо, помнят - в ней рассказывалось о собрании комсомольского актива г. Тюмени, на котором шла речь о так называемых "песнях" Высоцкого и других, разоблачалась их подлинная сущность: аполитизм и пошлость. И вот письмо, отрицающее эту статью, берущее под защиту Высоцкого и его "творчество". Автор письма, Виктор Калашников, не указал своего адреса. Мы решили ответить ему на страницах газеты, тем более, что, к сожалению, некоторая часть молодежи все еще увлекается "песнями" Высоцкого, не понимая их вреда.
С ЧУВСТВОМ горечи и удивления прочитали мы, Виктор, твое письмо, в котором ты не соглашаешься с критикой "песен" Высоцкого, защищаешь их. Так мы и не определили - чего в нем больше: наивности или самомнения.
Ты пишешь: "Высоцкий сделал переворот в песенном жанре, открыл новые виды исполнения... Поражаюсь смелости его мысли, точности подбора слов, тонкости юмора".
Можно ли говорить это серьезно? Оставим в стороне манеру его исполнения, самую примитивную, много раз использованную прежде, и поговорим о главном - о содержании.
В чем же ты увидел "смелость мысли"? Не в этих ли строчках:

А у психов жизнь -
Так бы жил любой:
Хочешь - спать ложись,
Хочешь - песни пой. [1]

Задумался ли ты, о чем говорит "песня"? Какую идею она несет? Неужели тебе действительно живется так, что ты завидуешь обитателям сумасшедшего дома? Никак не могу в это поверить, ты что-то сам на себя наговариваешь.
Да разве только одна эта "песня" унижает честь советского человека, тебя и меня, всех нас? Вспомни, подумай, проанализируй, как много ей подобных именно оскорбляют достоинство советских людей.
Вот хотя бы "песня" о "русском духе". Для меня, например, понятие "русский дух" ассоциируется прежде всего с беспредельным мужеством, преданностью идее построения коммунизма, пламенной любовью к Родине, добротой, широким размахом души, способностью поделиться последним куском хлеба с другом.
И это не красивые слова. Вспомни героев Гражданской, Отечественной войны. Имена Матросова, Космодемьянской, Чайкиной, молодогвардейцев и многих, многих других тебе, без сомнения, хорошо известны. Ведь именно этот "русский дух" был основой их героической борьбы за свободу Родины.
А что же такое "русский дух" для Высоцкого? Водка, алкоголь, этакий обобщенный символ пропойцы [2].
Мне, например, обидно, я чувствую, что меня это оскорбляет как русского человека. А тебя неужели нет?
Ты говоришь о точности подбора слов, о юморе. Его жаргонные "песни" сплошь усеяны такими "перлами", как "шалава", "стерва" и еще похуже. Разве им место в песнях?
Женщину - нашу Мать, Сестру, Жену - воспели многие замечательные писатели. В том числе М. Горький, А. Фадеев. Читал ли ты их проникновенные строки?
Если не читал или забыл - перечитай еще раз, и я уверен, что ты по-другому взглянешь на "произведения" Высоцкого, в которых он оплевывает, - я не могу найти другого слова, -и любовь, и женщину.
Неужели ты, Виктор, не увидел во многих его "песнях" призыв к аполитичности, к устранению от общественной деятельности, от борьбы, призыв к этакому мещанскому существованию под девизом "Моя хата с краю".
Ты не согласен?
А ну-ка, вспомни такие строчки:

..Лечь бы на дно, / Как подводная лодка.

И это в наше-то время, когда так обострена классовая борьба, когда все мы ежедневно, ежечасно чувствуем, как враги атакуют нашу идеологию, пытаются подорвать изнутри социалистический строй [3].
Ведь призыв устраниться от участия в общественной жизни, "лечь на дно", уйти на "нейтральную полосу" есть не что иное, как призыв к дезертирству.
ТЫ МОЖЕШЬ задать закономерный вопрос: допустим, даже все это верно, но почему же тогда эти песни получили распространение?
Попытаюсь тебе ответить. Наша огромная страна первой - ты понимаешь, первой! - прокладывает путь в коммунизм. А первым трудно, возможны и ошибки.
Это издержки огромного роста: наша страна всего за 50 лет превратилась в могучую индустриальную державу.
Высоцкий спекулирует на наших трудностях роста и ошибках. А тебе кажется, что он ужасно смелый, что он "борец за правду".
А ведь это не так, Виктор. Критика критике рознь. Если человек критикует с целью помочь избавиться от недостатков, - мы за такую критику. Но если кто-то смакует их, - это уже не критика, а злопыхательство.
Вот, например, образчик. Автор клевещет на советский строй, издевательски преувеличивает трудности. А дальше:

Зато мы делаем ракеты,
Перекрываем Енисей,
А также в области балету
Мы впереди планеты всей.

Над кем он издевается? Не над тобой ли, Виктор?
Подумал ли ты: кто дал право Высоцкому считать себя судьей? Быть бесстрастным наблюдателем и все оплевывать? Ведь для него нет ничего святого [4].
Ты пишешь, Виктор, что-де подростки не понимают этих "песен", поют их просто так. Опасное заблуждение! Именно для подростков они и представляют главный вред. У них нет жизненного опыта, знания книжные, мировоззрение зачастую еще не устоялось. Они не могут разглядеть их истинную сущность, легко усваивают наплевательский, злопыхательский дух. Как ржавчина постепенно разъедает металл, так подобные "творения" медленно, но неотвратимо калечат души молодежи, внушают им чуждые нам взгляды, неуважение к личности, наплевательское отношение к закону, порядку, к органам власти, отвращение к труду и т.д.
Задумайся, Виктор, не сломали ли жизнь многим юношам и девушкам именно такие двусмысленные "песенки", нет ли среди заключенных и воспитанников колоний для несовершеннолетних жертв столь полюбившегося тебе Высоцкого и ему подобных?
Я думаю, что есть, и немало.
И ЕЩЕ я вот о чем хотел сказать тебе, Виктор. Мало ты ценишь еще Советскую власть, плохо понимаешь, что это такое значит. К сожалению, есть еще у нас люди, особенно среди молодежи, которые все завоевания Советской власти принимают как само собой разумеющееся явление. Иначе, дескать, и быть не может.
Может, еще как может. Недавно группа тюменцев-туристов побывала во Франции, они воочию убедились, что такое капитализм и как живут трудящиеся там, где нет Советской власти. В одном рабочем районе Парижа есть небольшое озеро. Так вот - ни сами жители, ни их дети не могут в нем ни купаться, ни покататься на лодке. Озеро принадлежит капиталисту, частному лицу.
А знаешь ли ты, сколько платят французские рабочие за квартиру, самую обычную двухкомнатную квартиру? Третью часть своего заработка. А налоги? Ты даже представить себе не можешь, какие огромные налоги в капиталистических странах: 35 - 38 процентов заработка рабочего.
Мы уже привыкли к бесплатной медицинской помощи. Тебе, наверняка, показалось бы диким, если в поликлинике, прежде чем записать на прием к врачу, поинтересовались, в состоянии ли ты за это заплатить. Любое лечение, самые сложнейшие операции, которые делают академики и профессора, у нас бесплатные. На Западе об этом могут только мечтать.
Вот так, Виктор, живут трудящиеся там, где нет Советской власти [5].
Как же можно одобрять Высоцкого, спокойно слушать его "песенки", в которых он оплевывает нашу Советскую власть? Нет, не знаю, как тебе, а мне ближе и роднее Маяковский:

...Но главное в нас -
и это ничем
не заслонится,
Главное в нас -
это наша Страна
Советов,
советская стройка,
советское знамя,
советское солнце.

ОТКУДА у тебя, Виктор, такое самомнение, такая ложная уверенность, что ты все знаешь и один прав?
Почему, на каком основании ты делаешь вывод, что Е.Безруков написал статью "С чужого голоса" по принуждению, что ему на самом деле нравятся "песни" Высоцкого? Какое ты имеешь право так оскорблять совершенно незнакомого тебе человека?
Ты меня извини, но в народе говорят, что человек судит о других, исходя из собственных черт характера [6].
Почему ты считаешь, что если эти "песни" нравятся тебе, то они должны нравиться всем без исключения? А ведь ты именно так пишешь: "Все 8 тысяч студентов Тюмени захотят самолично приветствовать Высоцкого". Ни больше, ни меньше. Плохо ты знаешь наше студенчество.
Не надо судить по себе о всех других людях, Виктор. Это, по меньшей мере, несерьезно.
Ты пытаешься защитить С.Мандрашову. А нуждается ли она в твоей защите? Ее ведь никто не преследует. Она как работала в редакции "Тюменского комсомольца", так и продолжает там работать. Если ты читаешь эту газету, то можешь убедиться, что она продолжает там выступать со своими материалами [7].
А то, что комсомольцы Тюмени вывели ее из своего руководящего органа - городского комитета ВЛКСМ, то это их право. А как же иначе? Если ты считаешь, что Мандрашова может иметь свою точку зрения на песни Высоцкого, отличную от точки зрения комсомольцев Тюмени, то почему у этих же самых комсомольцев не может быть права выразить ей свое недоверие как незрелому в идейном отношении руководителю? Я думаю, что здесь все верно. Хочу в заключение рассказать тебе одну поучительную историю. Не так давно в
г. Новосибирске, на одном из конкурсов самодеятельных певцов, некий Яблонский исполнил следующий "опус":

А мандарин не завезли,
А греки греков извели,
А я чешу, чешу ногу
И начесаться не могу...

В таком же духе следовало и далее. Не правда ли, знакомые мотивы? Пусть идет жизнь, пусть совершаются разные события, большие и малые, мне наплевать на все.
А вскоре газета "Нью-Йорк тайме" и "Голос Америки" предали гласности некое письмо, где выражалось сомнение в справедливости приговора над отщепенцами и антисоветчиками Гинзбургом, Добровольским и другими [8]. В числе подписей под этим письмом была и подпись Яблонского. Вот так-то. Вначале двусмысленные песенки, затем поддержка предателей. Об этой истории в мае с.г. рассказала газета "Советская Россия".
Ты должен понять, Виктор, что в борьбе идей нет и не может быть компромиссов. Любой, самый маленький шаг в сторону от нашей, коммунистической идеологии, есть не что иное, как приближение к идеологии буржуазной. Или - или. Третьего быть не может. Поэтому-то те, кто считает "песенки" Высоцкого безобидными, глубоко и жестоко ошибаются.
ХОЧЕТСЯ надеяться, Виктор, что ты хорошенько подумаешь над всем этим и другими глазами посмотришь на "песни" Высоцкого. Сумеешь увидеть в них то, что есть на самом деле: призыв к политической и общественной пассивности, злопыхательство, издевательство над всеми нами, советскими людьми, пропаганду низменного, порочного.
И ты поймешь, что Высоцкий подпевает чужим, заокеанским голосам, клевещущим на нашу Отчизну.
И, поняв это, уничтожишь записи его "песен"."

С. Владимиров. "Тюменская правда" (Тюмень)
30 августа 1968 года

…………………………………………………………………………………….
Прим. ред.:

[1] Вы, конечно, узнали песню А. Галича "Право на отдых, или Баллада о том, как я посещал своего брата, находящегося на излечении в психбольнице, в Белых Столбах"("Первача я взял ноль восемь, взял халвы..."). Еще раз хотим уточнить, что тот факт, что мы говорим о недопустимости постановки Высоцкому в вину песен, автором которых он не был, не означает, что мы согласны с претензиями, предъявляемыми к этим песням.

[2] И еще один образчик ведения полемики в партийной прессе: прием называется "подмена понятий". Думается, среди наших читателей нет ни одного человека, который бы не понимал разницы между двумя значениями слова "дух": "сверхъестественное существо" -это в песне, и "внутренняя, моральная сила" -это в статье. Нам почему-то не верится, что "С.Владимиров" был столь бестолков, что спутал эти два значения.

[3] Нелишне будет, вероятно, напомнить, чем вызван этот надрывный пассаж: незадолго до появления вышеприведенной статьи классовая борьба настолько обострилась, а попытки заклятых врагов подорвать изнутри социалистический строи (в том понимании социализма, который исповедовали, скажем, Брежнев и Суслов) оказались столь эффективны, что пришлось пойти на "высшую меру" - так называемую "интернациональную помощь", и в августе 1968 года - за несколько дней до опубликования "Владимировым" своей статьи -Чехословакия легла под гусеницы советских танков.

[4] Оставим в стороне бездоказательное утверждение, что для Высоцкого "нет ничего святого". Но вот фраза "Кто дал право?!" весьма характерна именно уверенностью произносящего ее, что, действительно, кто-то должен был санкционировать ваше собственное мнение, а иначе его у вас быть не должно. Что же касается судейства, то Высоцкий, в отличие от Бондарюка, Безрукова, "Владимирова" и иже с ними, как раз в своих произведениях не судит и не выносит приговор.

[5] Вот что значит "смотреть на все с правильных идейных позиций"! Вспомним как в своей книге Марина Влади вспоминает о реакции Высоцкого, в том же Париже увидевшего те же рабочие кварталы: - Все эти дома, где живут небогатые люди - "эксплуатируемые", как их у нас называют, - да у нас ни один аппаратчик не мог бы надеяться на лучшее! (см.: Влади М. "Владимир, или Прерванный полет" М.: Прогресс. 1989, с.154). Те, кто внимательно читают сегодня газеты, могли убедиться, что система здравоохранения и социального обеспечения в странах Запада также несколько иные, чем представляется по статье "Да, с чужого голоса'". Впрочем, автор ведь рассматривал эти системы "с идейных позиций", а не с позиций объективности, да и писал он эти строки, если верить ему, не как очевидец, а "с чужого голоса".

[6] Мы представили себе, каковы же черты характера самого "С.Владимирова", исходя из которых он рисует перед читателями образ Высоцкого - и ужаснулись.

[7] Самое светлое место в статье. Приятно узнать. что 68-й год был настолько непохож на 37-й, что за несогласие с точкой зрения городского комсомольского руководства комсомолка не подверглась шельмованию и травле, а просто выслушала товарищескую критику и спокойно вновь приступила к своей работе. И конечно, автор знает о чем пишет: ведь, по имеющимся в редакции сведениям, под фамилией "Владимиров" скрывался заместитель редактора "Тюменской правды" С.Мальцев (именно поэтому в наших комментариях мы постоянно брали фамилию Владимиров в кавычки). Впрочем, червячок сомнения все же гнездился у нас в ушах: уж слишком много врал "Владимиров" в своей статье, нет ли лжи и в этих строках. Скоро, однако, вы узнаете ответ на этот вопрос, поскольку некоторое время назад "Тюменский комсомолец" опубликовал воспоминания С.Мандрашовой о тех днях.

[8] Напомним, что Гинзбург, Добровольский, Галансков и Дашкова были осуждены за участие в демонстрации на Пушкинской площади в Москве, на которой ими были выдвинуты требования соблюдения в СССР - не какой-то там буржуазной Декларации прав человека, упаси Бог! - а всего лишь положений Конституции СССР. Воистину отщепенцы и антисоветчики! Подробнее о суде над ними и письмах в их защиту см.: Буковский В. "И возвращается ветер..." Письма русского путешественника М.:НИИО"Дем. Россия", 1990, с. 227 -229.

Ведущий рубрики
В.Дузь-Крятченко
Вагант

irrkut.narod.ru/stati/ochem_poet-3.htm


 Автор: 
Соломон Ягодкин      Внимание! Использование произведения без разрешения автора (сайты, блоги, печать, концерты, радио, ТВ и т.д.) запрещено!
 Раздел:  Чёрный юмор
 Опубликовано:  2015-07-27 21:42:02
 Изменено:  2015-07-27 22:47:43
 Чья картинка:  Интернет
 Статистика:  посещений: 156, посетителей: 112, отзывов: 0, голосов:  +9
 
 Ваше имя: 
 Ваша оценка:    
  Маратканов Сергей:   +2        2015-07-28   
  Дмитрий Гавиловский:   +2        2015-07-28   
  Лена Пчёлкина:   +2        2015-07-28   
  takamisakari:   +2        2015-07-28   
  Рон Вихоревский:   +1        2015-08-15   
 Оценки гостей:  тут >>>
Обсуждение этого произведения:

      
 Тема  
      

Использование произведений и отзывов возможно только с разрешения их авторов.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100  Вебмастер