Зачем тебе знать: кто есть Ху?* -
Довольствуйся теми, кому бьёшь поклоны с арены Ширка*.
Твой Папа Одо*
Как-то пьяный Хайям вопрошал у саки́*:
"Почему, как напьюсь - так и лезут стихи?"
"Пья винище, - сказал винокур, - все мы дрищем!..
У тебя же, дружище, дык, пучит мозги!"
Все далече: Хайям, Бируни, Рудаки...
Нынче некому в бейт* накропать и строки...
Для услады придя, покорилось ма'аду*,
Как отпасшие стадо своё пастухи...
Мой хулитель, постой, положи в таразу́*
Неосмысленный грех, что за глупость несу,
За виною же сей - грех осознанный мною...
Чать, узришь: под луною я равен Творцу!..
Пусть я грешен и пьянстве Аллаха гневлю.
Я хотя бы не пыжусь, подобно вралю,
Что постится на вид, ну а втуне - десницей
Шарит чем поживиться пока я дремлю...
Как взялись захириты* мусолить тафсир*,
Уж востры рассуждать про небесный эфир...
И рядятся-де рьяно в Умов талайсаны*,
Чтоб галдеть неустанно, смущая сей мир.
Все значения Б-га, увы, не понять.
Мудрецы вычисляют опять и опять
Цифровые модели Его Совершенства...
Есть и те, кто Нулём норовят обозвать...
Опороченный ныне несчастный Ибли́с*
Был предтечею Хызра* небесных границ.
Но, Аллаху в Ковсери* черпаючи влагу,
Спотыкнулся бедняга... И сверзнулся вниз.
Быть адвокатом Дьявола - забота!..
Вязать концы, иль отдавать их в воду,
Мутить её в словес круговорот,
И отравлять сомненьями без счёта...
Коль себя уверять: мол-де, Там! – что-то есть, -
Можно ваньку валять, сладко спать, вкусно есть…
А без веры, отравленный ядом сомнений,
Не успеешь понять и того, кто ты есть.
Так бывает... в погоне успеть преуспеть
Нам порой не доделать дела и на треть...
И печалимся мы и плюёмся в сердцах...
Между делом успев… невзначай умереть...
Что мне общее благо и сонмы судеб,
Если телом почив стану нем, глух и слеп?..
Мы исчезнем навеки в забвения бездне
Словно в нищей трапезной крошащийся хлеб...
Как себя повести, коль попал ты в поток,
Возбуждённой реки по прозванию Рок?
Можно плыть по теченью, оставив тревоги;
Или против - взахлёб и на дно, мой дружок.
Мы с тобою, мой друг, как белужья икра.
Наша жизнь - это пир, как сказал Бульсара.
Мы уходим, но пиршество божеской плоти
В неизменном приплоде зачатых вчера...
Чудны мечты духовной нищеты:
Чтоб волки ели травку да цветы,
Чтоб умный враль был милосердным другом,
И чтоб Шамаш* держал в руках щиты...
Что я знаю о Мире, - то знанья людей,
Кои взяли они, как и я – без затей
У таких же людей, что пораньше узнали
У прознавших до них от других, кто дальней…
Мой гибельный удел – нестись сквозь лютый страх,
Сквозь болевой предел, сквозь брешь в иных мирах!..
Я мыслью опустел и сгнил давно мощами…
Но всё сечёт вожжами мой пенный дух Аллах!
Смерть ли - Зло? Жизнь - Добро ли? Как знать...
Разве жизнью сладится лишь знать?
Или смерти желает лишь глупый?
Нам себя никогда не познать...
_________________________________________________________
Ху - арабское местоимение, которым именуют Аллаха в третьем лице. Буквально - Он.
Ширк (араб. شرك, язычество, политеизм) — в исламе буквально: придание Аллаху товарищей (равных) или поклонение чему-либо помимо Аллаха, часто переводится как многобожие.
Папа Одо - Урбан II (Одо де Лажери) был папой, который призвал к первой христианской войне с целью освободить Святую землю от мусульман, что положило начало крестовым походам.
Саки (фарси) - виночерпий.
Бейт (араб. بيت «дом») — двустишие в поэзии народов Востока.
Ма'ад - в Коране это слово употребляется один раз, и его значение чаще всего трактуется, как место, куда человек прибывает, куда он возвращается (Рай).
Таразу (тараз) - в средней Азии - простейшие весы.
Захириты (араб. аз-захирийя), последователи правовой школы богослова-законоведа аз-Захири, который опирался на буквальное понимание Корана.Здесь - профаны-мракобесы.
Тафси́р (араб. التفسير — букв. разъяснение) — толкование Корана и сунны, дисциплина исламского богословия.
Талайсан — конец чалмы, выпущенный на плечо и закрывающий часть затылка.
Ибли́с - вождь огненных джинов, поднявший мятеж против Аллаха. Условный аналог Люцифера в христианстве.
Хызр - Спорная фигура в Коране. Некоторые богословы называют его Пророком. В среде некоторых мистиков распространено мнение о его бессмертии в связи с тем, что он нашел источник "живой воды" и, выпив эту воду, обрёл смысл Бытия.
Ковсер(ь) - райский источник; «Аби-ковсер( вода Ковсера)» - сказочный источник в раю с жемчужинами и чудесной водой, которая будто слаще меда, ароматней мушка (мускуса) и белее молока.
Шамаш - древний аккадский бог, устанавливающий законы и наблюдающий за их исполнением.Культ Шамаша получил особенно широкое распространение после падения Шумера, но считается исчезнувшим после исламизации. Впрочем, есть данные, что (наряду с зароастрийцами) отдельные секты шамашитов на Ближнем Востоке практикуют культ своего бога и в наши дни.