ХОХМОДРОМ- смешные стихи, прикольные поздравления, веселые песни, шуточные сценарии- портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ - портал авторского юмора
 Авторское произведение Новости сайта  | Сообщить модератору

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ - УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Открытое письмо Владимиру Бояновскому


Анатолий Иванович, а как Вы оцениваете следующие строки, которые я изложу.
Может, они Вас успокоят и Вы не будете швыряться камнями, и мы, наконец, все будем жить в мире и благоденствии, желая друг другу только добра. Давайте попробуем жить в мире.

Даю Вам слово: больше Вас не трону!
Вы, вправду, оказались мудрецом…
Пройдя все испытания, корону
Мне отдали, не павши в грязь лицом.

Не буду вас судить, коль не имею
На это прав, я ведь не прокурор!
Хоть сильно раскрутил свою идею,
Которая Вам стала как террор.

Пиар, хоть черный, все же стал пиаром!
Теперь Вы всем известнее втройне.
Не гнался я, в душе, за гонораром…
Поэзия сейчас не в той цене!

Давай, коллега, и покончим с этим!
Меня прости за то, что искусал…
Живем ведь раз на этом белом свете.
Ты выстоял, все беды те попрал.

У каждого грехов хватает в жизни,
Никто из нас в судьбе не идеал…
Забудь, что было, чтоб без укоризны
Век долгий свой с улыбкой проживал.

Я не кровавый, и таким не буду.
Хотелось правды – и ее постиг!
Прекрасно вижу: надоело люду
Читать на эту тему каждый стих.

Так доставать любого – некрасиво!
Не трогаю любовь. Пускай добро
Цветет на сайте всем творцам на диво.
И будет честь всех – злато-серебро!

Будем жить!          Владимир Бояновский, 2007-09-27 01:30:38

С ЭТИМИ ВАШИМИ СТИХАМИ, ДОРОГОЙ МОЙ ГЕНИЙ (Я ПИШУ УПРОЩЁННО, ДАБЫ НЕ НАЗЫВАТЬ ЛИШНИЙ РАЗ ВАШУ И ТАК ВСЕМ ИЗВЕСТНУЮ ФАМИЛИЮ, БЕЗ КОТОРОЙ НЕ БЫЛО БЫ "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ") ПРОИЗОШЁЛ ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ. Я ПЫТАЛСЯ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ ТОЛЬКО С ВАМИ ЛИЧНО ЧЕРЕЗ ЭМЭЙЛ, НО ВЫ НЕ ХОТИТЕ ОТКЛИКАТЬСЯ?.. НЕ ЗНАЮ, НЕ СМУЩАЕТ ЛИ ВАС ТО, ЧТО Я ТАК ОТКРОВЕННО НАЗЫВАЮ ВАС ГЕНИЕМ. НАВЕРНОЕ, МОЖНО И ИНАЧЕ, НАПРИМЕР, ЛЕЙТЕНАНТ, ТО ЕСТЬ, ПРОСТИТЕ, ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ КРЕМАТОРИЯ, ТО ЕСТЬ (ОПЯТЬ ПРОСТИТЕ) ВСЕГО ГОРОДА КРАМАТОРСКА НА РЕКЕ КАЗЁННЫЙ ТОРЕЦ. СКАЖИТЕ ЛУЧШЕ САМИ, КАК ВАС ЛУЧШЕ НАЗЫВАТЬ. МОГ БЫ ПО ОТЧЕСТВУ, ДА НЕ ЗНАЮ ЕГО. НО ДЕЛО НЕ В ЭТОМ. ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ БЫЛИ ОЦЕНЕНЫ ВАШИ СТИХИ, АДРЕСОВАННЫЕ МНЕ: "Анатолий Иванович, а как Вы оцениваете следующие строки, которые я изложу ниже?" ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Я НЕ УСПЕЛ ИХ ОЦЕНИТЬ, КАК ИХ СТАЛИ ОЦЕНИВАТЬ ДРУГИЕ ЧИТАТЕЛИ. НАПРИМЕР, ЖУРНАЛИСТ ВАЛЕНТИН КИРЬЯЗОВ
ПРИСЛАЛ МНЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ СВОЁ ПИСЬМО:
"Стихи, якобы адресованные Вам, написали Вы сами. Но они ужасно
слабые. Даже я, армейский прозаик-репортер, слышу фальшь...
"Идея, которая вам стала как террор"   это село без сельсовета. "Вам
стала..." "Идея как террор..." нет же, террор может стать идеей, а не наоборот.
"за гонораром в душе"? А что, гонорар в душах выдают? "беды те попрал"   ужас... Что с Вами по четвергам? Валентин Петрович КИРЬЯЗОВ".

Я бы и не цитировал это письмо, если бы не одно НО. Кирьязов намерен
поместить в газете фельетон, рассказав, как я, дескать, сам себе посвящаю стихи! И я не знаю, как его разуверить и убедить в том, что стихи эти писал не я, а человек из пожарной охраны Владимир Бояновский из Донецкой области. Посоветуйте же, что же мне предпринять, чтобы я опять не стал невольным вором и похитителем: ведь я на сто процентов уверен, что стихотворение это написали Вы, а не я. Или же я ошибаюсь?! Как сделать ТАК, чтобы эти Ваши стихи не были опубликованы под моей фамилией в "Литературной газете"?! Опять Вы мне делаете чёрный пиар? А ведь обещали, что не будете больше заниматься ТАКими проделками?
Поделитесь, порадуйте друзей:


  Автор: 
      Внимание! Использование произведения без разрешения автора (сайты, блоги, печать, концерты, радио, ТВ и т.д.) запрещено!
  Раздел:   Новости сайта
 Опубликовано: 
 Изменено:   2007-09-27 18:27:45
  Статистика:  посещений: 3072, посетителей: 1785, отзывов: 30, голосов: -2
 
  Ваше имя:  
  Ваша оценка:     
 Оценки авторов >>>
  Оценки гостей >>>
Обсуждение этого произведения:

 Тема
 
 Re: Открытое письмо Владимиру ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 18:42:48 
      Оценка:  0    
 Re: Открытое письмо Владимиру ...   
 Сообщить модератору  
  Опять ты придуриваешься, что такой простой истины не понял: стихи-то принадлежат не мне, а Владимиру Бояновскому! Действительно, ты можешь усраться! Беги же скорее к своему любимому унитазу! Пока! 

, 2007-09-27 20:16:08 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 22:12:11 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Если фраза о кошках в кавычках, то из какого же произведения и к чему относится? К тому ли, что Уткина называете Кошкиным, который находит что-то по запаху дезодаранта? К тому ли, что ТАК является личным адвокатом Васи Уткина, который не может, видимо, связать двух слов и знает лишь одно слово: "УСРАТЬСЯ"? Неужели и Вам нравится этот лексикон? Мне лично очень неприятно даже повторять эти творческие "шедевры словотворчества". 

, 2007-09-27 23:33:33 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 23:57:40 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
 
Не обижай Яни!!! Был он там!!!
Вот документальное подтверждение!!!
http://forum.lgz.ru/viewtopic.php?p=164561


Попробуйте жить по совести -
сначала будет больно, потом понравится.
 


, 2007-09-28 13:40:16 
      Оценка: +2    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Я, как помощник, вынесу людям на свет Божий,
чтобы долго не рыться в черных архивах...

Анатолий ЯНИ

НОГИ

Журавль на одной ноге стоит,
Четырьмя тянет лошадь плуг,
Собака на трёх ногах бежит,
Человеку хватает двух.

У рыбы нету ног никаких,
Зато у жука их шесть.
Но если любой упадёт из них,
То встать потом –это честь!

Фома НЕВЕРУЮЩИЙ

Ну и стихи у Толи Яни
Чего уж ждать,от этой пьяни...
 


, 2007-09-28 14:22:07 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Анатолий ЯНИ

НОГИ

Журавль на одной ноге стоит,
Четырьмя тянет лошадь плуг,
Собака на трёх ногах бежит,
Человеку хватает двух.

У рыбы нету ног никаких,
Зато у жука их шесть.
Но если любой упадёт из них,
То встать потом –это честь!

РАЗ УЖ ВЫ РЕШИЛИ ПРОЦИТИРОВАТЬ МОЁ СТИХОТВОРЕНИЕ, ТО ПОЧЕМУ БЫ ПОПУТНО НЕ ВЫРАЗИТЬ И СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ?
РАССКАЗАЛИ БЫ, НАПРИМЕР, КАК ВАМ ОТВРАТИТЕЛЬНА ЕГО,
ВОЗМОЖНО, ЧЕРЕСЧУР ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ. ВЕДЬ ЕСЛИ ХОРОШО ПОСТАРАТЬСЯ, ТО МОЖНО К ЛЮБОЙ БУКВЕ ПРИДРАТЬСЯ.
ДЕЙСТВУЙТЕ! ПОПРОСИТЕ ДРУГИХ ПИСАТЕЛЕЙ, СВОИХ ДРУЗЕЙ, ЕСЛИ САМИ НЕ МОЖЕТЕ, НО НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙТИ СПОСОБ, КАК БЫ ОПЛЕВАТЬ СТИХИ. НАДЕЮСЬ, ПОЛУЧИТСЯ.
 


, 2007-09-30 17:15:55 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Какой же вы тяжёлый челвек. 

, 2007-09-30 17:29:00 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Вы, как всегда, правы: девяносто один килограмм и сто пятьдесят восемь с половиной граммов. Но зачем Вам меня поднимать?! 

, 2007-10-01 22:46:23 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
 
[Рецензия удалена вместе с её автором] 


Удаленный, 2007-09-27 18:59:55 
      Оценка: +2    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Он круглое кантует каждый день,
В квадратном - очень круглый гладкий пень.
 


, 2007-09-28 00:50:13 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
 
МоЛОодец, ТолИк!
Врезал, ТАК, врезал! Врезал ему в его КАЗЕННЫЙ ТОРЕЦ.СПасибо, я ТОже не люблю ПОЖАРНИКОВ. А СЛОово о ПОЛку ИГореве написал не Он , а Я.
 


, 2007-09-27 20:46:28 
      Оценка: +2    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  А я пожарников люблю,
За пожарника пойду,
Как за каменною стеною
С ним не страшно и в аду.
 


, 2007-09-27 21:49:32 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Я б в пожарные пошёл -
Пусть меня научат.
Быть пожарным хорошо,
Но поэтом лучше.

Я б в поэзию ушёл,
Нет, влетел бы лучше!
Быть поэтом хорошо -
Бояновским лучше!
 


, 2007-09-27 23:07:11 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Если станешь ты поэтом,
То СТИХИ пиши при этом,
 


, 2007-09-27 23:30:03 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Вы меня оскверняете, Анатолий Иванович, но тавтологическую рифму я себе не позволял даже в пятом классе, когда был двоечником. А Вы одесский великий поэт, а пишете:

Я б в поэзию ушёл,
Нет, влетел бы лучше!
Быть поэтом хорошо -
Бояновским лучше!

Выучите рифму и все это, дорогой мой, а потом и поговорим!

Урок №1 из 48

Системы стихосложения
Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.
Размеры стиха
Наиболее распространены двусложные и трехсложные размеры, но не стоит думать, что ими все и ограничивается. Существуют и сверхдлинные размеры (от четырех слогов и выше), хотя далеко не все авторы используют их.
Двусложные размеры
Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
— — — —
— — — —
— — — —
— — — —
Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба —), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды
— — — —
— — — — 
— — — —
— — — — 
Трехсложные размеры
Дактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
— — — —
— — — —
— — — —
— — — —
Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия —), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли
————
————
Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста —), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
— — — 
— — —
— — — 
— — —
Пеоны
До сих пор из классических размеров мы рассмотрели только 2- и 3-сложные, но это совсем не означает, что других просто не существует. Сегодня мы поговорим о пеонах , которые к цветам отношения не имеют, т.к. это - 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4:
I—
II —
III —
IV —
В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку:
I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам.
Спите, полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
"Придорожные травы"
Из пеонов II наиболее известно стихотворение "Фонарики" И.П.Мятлева
Фонарики, сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас:
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!
...
Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания.
Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой,
Что давно я не видалася с тобой, -
Муж ревнивый не пускает никуда;
Отвернусь лишь, так и он идет туда.
А.П.Сумароков,1770
Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: "Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой..." (А.А.Дельвиг,1824); "Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки..." (С.А.Есенин, 1914); "Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать..." (А.А.Сурков,1930).

Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (Ау, Сергунька! серый кит осиротел.|| Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел...); в 20 веке - у А.С.Кушнера:
Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
...
"Гофман"
Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы - создание напевной "изысканности русской медлительной речи", неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую.

Да, только не стоит путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником - слогов у них и одинаковое количество, но восприятие даже на слух позволяет обнаружить разность звучания.
Рифма и её разновидности
Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском класическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:
Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.
Девочка во поле с дудочкой ивовой,
чем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.
Рифма точная и неточная
Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.
Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости
Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).
Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.
Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употре***ельно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).
Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).
Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
(использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982)
Строки о строфах
Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение.
На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа.
Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.
Наименьшей из строф является двустишие. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.
Существуют также строфы
онегинские
балладные
одические
сонеты
триолет
рондо
лимерики
Двустишие
Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).
Нестрофические встречаются:
В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.
Отечески пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)
В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.
Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие.
Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви; текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются - и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!..
А.С.Пушкин, Ночь
Строфические двустишия
Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.
Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой -
И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит,
Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока -
Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил,
Но панцирь тяжелый его утопил.
В.А.Жуковский, Мщение
Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"
Я не поэт - и, не связанный узами
С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
Славою.
Родине предан любовью безвестною,
Честною,
Не воспевая с певцами присяжными,
Важными
Злое и доброе, с равными шансами,
Стансами,
Я положил свое чувство сыновнее
Все в нее.
В.С.Курочкин, фрагмент.
Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Октавой
Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.
Схема октавы: абабабвв
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, не смотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец - характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!
Терцины
Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
Схема терцины:
аба
бвб
вгв
гдг
дед
и т.д.
Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.
Широкую известность терцинам принесло произведение Данте Алигьери "Божественная комедия". Истинно русской строфой терцине так и не удалось стать: обычно она встречается в подражаниях Данте и стилизациях, как, например, у Пушкина:
И дале мы пошли - и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: "Поведай мне: в сей казни что сокрыто?"

Виргилий мне: "Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете."
Тут грешник жареный протяжно возопил:
"О, если б я теперь тонул в холодной Лете!

О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!" -
Тут звучно лопнул он - я взоры потупил.

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе зажав, отворотил лицо,
Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале -
И, камень приподняв за медное кольцо,

Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.
Онегинская строфа
Онегинская строфа - 14-стишие 4-х стопного ямба с рифмовкой abab ccdd effe gg, созданное А.С.Пущкиным ("Евгений Онегин" 1823 -31 г.); у других поэтов - как сознательное подражание.
Балладная строфа
Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.
Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.
Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.

Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец...
И король посылает двенадцаць вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.
Одическая строфа
Одическая строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Сонет
Сонет бывает итальянский и английский.
Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен.
Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова:
    абаб    или      абба
    абаб             абба
    вбв               вгв
    гбг               гвг
В примере использована третья схема - попытайтесь определить ее самостоятельно:
Поэт! не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где огонь твой горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.
My mistress' eyes are nothing like the sun;
Coral is far more red than her lips' red,
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.

I have seen roses damask'd red and white
But no such roses see I in her cheeks;
And in some perfumes is there more delight
Than in that from my mistress reeks.

I love to hear her speak, yet well I know,
That music hath a far more pleasing sound;
I grant I never saw a goddess go;
My mistress, when she walks; treads on the ground.

And yet, by heaven, I think my love as rare
As any she belied with false compare.
Триолет
Триолет (франц. triolet) - твёрдая форма 8-стишие с рифмовкой ABaA abAB, где стихи A и B повторяются как рефрены. Употребляются в лёгкой поэзии 15-18 вв.
Рондо
Рондо (франц. rondeau) - твёрдая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова первой строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
Лимерики
Лимерики(лимрики) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.
Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы.
В примере даны лимерики в переводе М.Фрейдкина.
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
"А не сжечь ли котенка?"-
Невозможная внучка из Йены.

К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.

Теплокровный старик из-под Кобо
Чрезвычайно страдал от озноба
И доху на пуху,
И тулуп на меху
Он носил, чтоб спастись от озноба.
Состовитель:
Генадий Апанович
Vers.al.ruСправочник по стихосложению
Генадий Апанович
Системы стихосложения
Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.
Размеры стиха
Наиболее распространены двусложные и трехсложные размеры, но не стоит думать, что ими все и ограничивается. Существуют и сверхдлинные размеры (от четырех слогов и выше), хотя далеко не все авторы используют их.
Двусложные размеры
Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
— — — —
— — — —
— — — —
— — — —
Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба —), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды
— — — —
— — — — 
— — — —
— — — — 
Трехсложные размеры
Дактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
— — — —
— — — —
— — — —
— — — —
Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия —), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли
————
————
Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста —), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
— — — 
— — —
— — — 
— — —
Пеоны
До сих пор из классических размеров мы рассмотрели только 2- и 3-сложные, но это совсем не означает, что других просто не существует. Сегодня мы поговорим о пеонах , которые к цветам отношения не имеют, т.к. это - 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4:
I—
II —
III —
IV —
В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку:
I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам.
Спите, полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
"Придорожные травы"
Из пеонов II наиболее известно стихотворение "Фонарики" И.П.Мятлева
Фонарики, сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас:
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!
...
Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания.
Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой,
Что давно я не видалася с тобой, -
Муж ревнивый не пускает никуда;
Отвернусь лишь, так и он идет туда.
А.П.Сумароков,1770
Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: "Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой..." (А.А.Дельвиг,1824); "Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки..." (С.А.Есенин, 1914); "Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать..." (А.А.Сурков,1930).

Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (Ау, Сергунька! серый кит осиротел.|| Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел...); в 20 веке - у А.С.Кушнера:
Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
...
"Гофман"
Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы - создание напевной "изысканности русской медлительной речи", неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую.

Да, только не стоит путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником - слогов у них и одинаковое количество, но восприятие даже на слух позволяет обнаружить разность звучания.
Рифма и её разновидности
Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском класическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:
Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.
Девочка во поле с дудочкой ивовой,
чем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.
Рифма точная и неточная
Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.
Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости
Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).
Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.
Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употре***ельно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).
Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).
Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
(использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982)
Строки о строфах
Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение.
На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа.
Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.
Наименьшей из строф является двустишие. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.
Существуют также строфы
онегинские
балладные
одические
сонеты
триолет
рондо
лимерики
Двустишие
Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).
Нестрофические встречаются:
В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.
Отечески пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)
В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.
Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие.
Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви; текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются - и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!..
А.С.Пушкин, Ночь
Строфические двустишия
Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.
Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой -
И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит,
Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока -
Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил,
Но панцирь тяжелый его утопил.
В.А.Жуковский, Мщение
Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"
Я не поэт - и, не связанный узами
С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
Славою.
Родине предан любовью безвестною,
Честною,
Не воспевая с певцами присяжными,
Важными
Злое и доброе, с равными шансами,
Стансами,
Я положил свое чувство сыновнее
Все в нее.
В.С.Курочкин, фрагмент.
Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Октавой
Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.
Схема октавы: абабабвв
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, не смотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец - характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!
Терцины
Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
Схема терцины:
аба
бвб
вгв
гдг
дед
и т.д.
Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.
Широкую известность терцинам принесло произведение Данте Алигьери "Божественная комедия". Истинно русской строфой терцине так и не удалось стать: обычно она встречается в подражаниях Данте и стилизациях, как, например, у Пушкина:
И дале мы пошли - и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: "Поведай мне: в сей казни что сокрыто?"

Виргилий мне: "Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете."
Тут грешник жареный протяжно возопил:
"О, если б я теперь тонул в холодной Лете!

О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!" -
Тут звучно лопнул он - я взоры потупил.

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе зажав, отворотил лицо,
Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале -
И, камень приподняв за медное кольцо,

Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.
Онегинская строфа
Онегинская строфа - 14-стишие 4-х стопного ямба с рифмовкой abab ccdd effe gg, созданное А.С.Пущкиным ("Евгений Онегин" 1823 -31 г.); у других поэтов - как сознательное подражание.
Балладная строфа
Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.
Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.
Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.

Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец...
И король посылает двенадцаць вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.
Одическая строфа
Одическая строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Сонет
Сонет бывает итальянский и английский.
Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен.
Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова:
    абаб    или      абба
    абаб             абба
    вбв               вгв
    гбг               гвг
В примере использована третья схема - попытайтесь определить ее самостоятельно:
Поэт! не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где огонь твой горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.
My mistress' eyes are nothing like the sun;
Coral is far more red than her lips' red,
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.

I have seen roses damask'd red and white
But no such roses see I in her cheeks;
And in some perfumes is there more delight
Than in that from my mistress reeks.

I love to hear her speak, yet well I know,
That music hath a far more pleasing sound;
I grant I never saw a goddess go;
My mistress, when she walks; treads on the ground.

And yet, by heaven, I think my love as rare
As any she belied with false compare.
Триолет
Триолет (франц. triolet) - твёрдая форма 8-стишие с рифмовкой ABaA abAB, где стихи A и B повторяются как рефрены. Употребляются в лёгкой поэзии 15-18 вв.
Рондо
Рондо (франц. rondeau) - твёрдая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова первой строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
Лимерики
Лимерики(лимрики) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.
Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы.
В примере даны лимерики в переводе М.Фрейдкина.
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
"А не сжечь ли котенка?"-
Невозможная внучка из Йены.

К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.

Теплокровный старик из-под Кобо
Чрезвычайно страдал от озноба
И доху на пуху,
И тулуп на меху
Он носил, чтоб спастись от озноба.

Когда закончите изучение, попросите урок №2. Но перед этим мне расскажете домашнее задание. Пускай благоприятный морской воздух поможет Вам в Ваших начинаниях. Только успеха желаю. Всегда рад прийти на помощь земляку.
 


, 2007-09-27 23:59:22 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
 
Ни @@@ себе... Вот теперь буду учиться писать лимерики.

Похотливый старик из Одессы
Безнадежно любил поэтессу,
Посвящал ей стихи,
Покупал ей духи,
Но не вызвал он в ней интересу.


Правильно?
 


, 2007-09-28 00:16:43 
      Оценка: +2    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Вы прекрасно справились с написание лимерика. Естественно, Вам ставлю "отлично"!
Но меня интересует одесский ученик Анатолий ЯНИ, которому грозит "неуд" за первую четверть. Из-за него одного страдает же целый 5-А класс! А он уже третий год в пятом классе!
 


, 2007-09-28 00:37:21 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Пояновский! Ты что-то опять нахомутал, то есть напутал: я же учусь не в 5-А классе, а в 3-В. Это на другом этаже, в левом, а не в правом крыле здания школы, к тому же, в другую смену. Приходи - угощу вафелькой с лимонной начинкой. 

, 2007-09-30 17:28:02 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-28 00:25:28 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Учение - свет, а не учение - чуть свет - и на работу. (народная мудрость)
Пускай учится ЯНИ привселюдно, чтоб не сачковал. А экзамены сдаст комиссии,
которая должна перевести отстающего во вторую уч****ю четверть. Да сколько ему сидеть в пятом классе! Штаны уже выросли до колен. Тьфу! Он уже вырос из штанов до колен. Да нет, все-таки, штаны ему по колена...
 


, 2007-09-28 00:47:39 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Ох, и заноза - этот БОРИС - в моей жопе! Где он взялся на мою бедную голову?
Почему он так ненавидит пламенных борцов огненного фронта? Просто гадина какая-то! Может, он тоже из Одессы? ))) Мой авторитет опускает, а авторитет ЯНИ подымает... С чего бы это?
 


, 2007-09-28 13:16:21 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-28 13:23:32 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  ТАК! Оно и там, и там приторно! И жопа болит, и голова...
 


, 2007-09-28 14:08:47 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
 
Представил как вы с Яни стоите
голые спинами к друг другу -
в позе "Старинная пожарная помпа",
А БОРИС бегает вокруг и попеременно
поднимает и опускает ваши статусы -
и мощная струя звонко плещет на нас.
 


, 2007-09-28 13:30:46 
      Оценка: +2    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Богатое воображение... Только ЭТО называется не статусы, а авторитеты. 

, 2007-09-28 13:38:55 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Согласен, что это было бы очевидным и невероятным чудом. Но вопрос лишь в том, из чего будет состоять мощная струя: из черноморской водицы али янинской мочицы? Вот именно в этом вся непонятная заковыка... А БОРИС пускай качает - он еще молодой! Может, и звание дадут?
 


, 2007-09-28 14:17:10 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Действительно, господин Вовка Бояновский,
а ну-ка ответьте Уважаемому др.ЯНИ - зачем вы
протянули ноги, ой, пардон, обе рукава к пустому
месту - глумливому вору и графоману, с наслажденим
харкающему во всех, кто заметит его испражнения.
А уж тем более в - "Из мирной жалости протянутую руку".


Попробуйте жить по совести -
сначала будет больно, потом понравится.
 


, 2007-09-27 18:51:50 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Просто захотелось посмотреть реакцию человека на доброту!
Уважаемый ЯНИ ждал меня, по привычке, спереди с моим злом,
а я, как партизан, зашел сзади с хитрым добром!
А теперь вижу, что ему не угодишь: то не так, и то не это!
Как говорят в Одессе: то член короткий, то рубашка длинная!
Сегодня праздную День рождения дочери, поэтому отвечу позже.
Уже даже не знаю как к этому ЯНИ подойти?.. И подходить ли вообще?
Но утро вечера мудренее!
 


, 2007-09-27 19:33:07 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Если просто захотелось, купил бы себе петуха... 

, 2007-09-27 20:27:45 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 22:12:53 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Если Вы об этом подумали, значит, сами-то очень хорошо знаете, как обращаться и что делать. Вот и сами проинструктируйте, непосредственно, а не через меня. Я Вам не посоедник, потому что в этом деле и вовсе профан. Вот и
стою тихо-смирно, хотя Вы приказываете сидеть. Я ходить хоть можно?
 


, 2007-09-27 22:55:20 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 23:02:53 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  "Как говорят в Одессе: то член короткий, то рубашка длинная!
Сегодня праздную День рождения дочери" (Владимир Бояновский)

Дорогой Володя! Ты бы хоть постеснялся в одной и той же рецке рядышком
писать о Дне рождении своей дочере и о половом члене, хоть и коротком, даже если твоя дочь и не читает этих твоих изысканий! Я бы на твоём месте этого не делал. Впрочем, как хочешь. Можешь и побрезговать моим советом, если тебе уж ТАК необходимо, чтобы какой-то половой член обязательно был рядом с твоей родной дочерью. И ещё. Если же вы ТАКим образом ведёте как бы личную (короткочленную) переписку с АхРомой, то почему для этой цели решили выбрать мою страничку? Не пора ли уже поменять тему и говорить
о творчестве, о произведениях и об их лирических героях, о конкретных строчках, о темах и идеях тех или иных сочинений? И побольше прислушивайся, дорогой Бояновский, к ТАКим крупным и очень мудрым поэтам и философам, как АхРома! Уверен: далеко пойдёшь, если даже не полетишь!
 


, 2007-09-27 20:51:07 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Полагаю, что между дочерью и, извините, детородным органом отца, существует прямая связь. Чего же тут стесняться? Гордиться надо. 

, 2007-09-27 21:43:11 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 22:14:24 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  НЕТ, НЕ ЖДАЛ Я ВАС НИ СПЕРЕДИ, НИ СЗАДИ:
БОЯНОВСКИЙ, РАЗВЕ ВЫ - МАРИНА ВЛАДИ?!
 


, 2007-09-27 20:59:20 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  "Идите в опус!" - постоянно, снимая шляпу перед собой, очень учтиво приглашает сам себя АхРома перед тем, как входить. Ах, и как же полезно АхРоме быть ТАКим вежливым! 

, 2007-09-27 20:26:07 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 22:11:01 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 22:15:47 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
 
"Конечно, каждый сходит с ума по-своему... Но при чем тут Хохмодром?"
(Цитата. Кажется, из Цицерона?)

ВОТ ИМЕННО! Я ДАВНО ХОТЕЛ ОБ ЭТОМ СПРОСИТЬ! И КТО ЖЕ УСЕКЁТ И НОРМАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ ОТВЕТИТ, ЧТО ЖЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НА ХОХМОДРОМЕ, А ЧЕГО БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО?
 


, 2007-09-27 22:45:24 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 22:48:54 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  Нет, потом уже можно не говорить: кажется, после шикарного вкусного обеда закуску не предлагают. Деньги вперёд, потом стулья? Или сперва стулья, а потом деньги.? 

, 2007-09-27 23:02:14 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 23:07:05 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  В смысле вы опять угрожаете, что всю ночь спать не будете?! Ай-ай-ай!
Поберегли бы нервы, здоровье лучше вместо таких бессонных своих шуток! А днём не можете сделать то, что является ваших добрых и нежных великих планов громадьём? Хоть бы объяснили толково, какая муха укусила и куда. Я веду себя достаточно тихо-мирно. Разве что со связанными руками чуть уклоняюсь от плевком - и Вы злитесь, что не попадаете, жаждя, чтобы мой лик
к вашим услугам стал мишенью?..
 


, 2007-09-27 23:21:26 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-27 23:36:24 
      Оценка:  0    
 Re: Откр ...   
 Сообщить модератору  
  [Рецензия удалена вместе с её автором] 

Удаленный, 2007-09-28 17:45:01 
      Оценка:  0    
      

Использование произведений и отзывов возможно только с разрешения их авторов.
Вебмастер