(досужее мудрстВОВАвание по прочтении резонансного опуса
из-под пера тёзки, равно как и одного из моих любимых авторов, - Бояна -
Ничего святого!)
Лет эдак десять назад показал я дружку на ту пору свежий КВАнтик:
Как унизительно корпеть над унитазом, –
Без унитаза – тоже – не на высоте!
Приятель – человек хорошего вкуса – нежданно как-то помрачнел.
– Что такое? – спрашиваю.
И тут он сказал замечательную (а по мне – так спорную) вещь:
– Низкое не есть предмет для литературы.
Сказал спокойно, даже с оттенком безразличия. Его тон при этом
вовсе не был менторским.
Тогда я призадумался.
По обычаю я не показываю вещей, которые сам не считаю удачными, или, как минимум, – достойными внимания публики.
Хотя КВАнтик ощутимо испускал, так сказать – душок, мне всё же он казался забавным.
С другой стороны – я учуял неодобрение. Приметно, что оно исходит от авторитетного для меня человека, явного носителя толстого культурного слоя...
Выходит, что я сляпал безвкусицу? Воистину – слепил из того что было?!
Или мой друг пошутил, по своему обычаю держа мину серьёзной?
А, может, я попросту не угадал с аудиторией на тот момент?
По сию пору это загадка для меня.
В силу своей банальности, вывод из этой побасенки явно не дотягивает до венца всякой басни.
И всё же, я рискну.
Мораль:
Автор обязан хорошо знать и уважать своего читателя.
Лично мне не сразу удалось сложить представление именно о моём читателе.
Лишь после этого я стал всерьёз размышлять о процессе создания вещи,
которую не стыдно людям показать.
Той вещи, которую по праву можно окрестить произведением литературы.
Но это уже совсем другая история.
:)
---
Эта моя реплика никоим образом не нацелена ущемить кого бы то ни было.
Я благодарен всем, кто (под)толкнул меня высказаться.
Неужто мне когда-то повезёт разобраться с моим техпроцессом?!
Вот было бы здорово!
Мннтся, что лишь затем посильной станет проза мне.
В жизни всё должно быть просто И доступно как в кино: Если ты высокий ростом - Одевайся в кимоно. Если короток как Ленин, Метр с кепкою в прыжке - То тебе пасти оленей Али мучиться в тоске. Если на Бояна схожий, И такой же шустр и хитр, То уважат все вельможи... И с гусара водки литр!
С аудиторией Вы тогда не угадали, бо создали не безвкусицу (её можно накатать и "высоким штилем - о высоком", а получится какой-нибудь Егор Исаев или С.Щипачев), - Вам повезло создать щедёвр для низкого вкуса. Его носители отнюдь не архаичны, они многочисленны (и сейчас встретишь дамочку из самых-самых, умиляющуюся тому, что у Ф.Рабле Гаргантюа подтирается гусенком!). Назовём их "любителями петросянки" и отпустим на свободу...
ГАПОНИЗМ:
Видимо стоит признать аксиомой трюизм, что искусство должно возвышать чела, но тот ведь должен обладать тсз тонко организованной душой! Это сложно и большинству не надобно, что не страшно для творцов до достижения критической массы "низкопробников". Потом начинается деградация и, и.
У С.Е.Леца про это: "Вы думаете, этот автор мало чего достиг? Да он один снизил общий культурный уровень!"
При этом понятно, что (повторюсь) ЗАПРЕТНЫХ ТЕМ ДЛЯ ТВОРЦА НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Просто и реакция тсз "белых людей" всегда будет соответствующей...
Спасибо за толковый разбор пролёта. Особо лестно, что мои взгляды тут совпадают с вашими.
Об упомянутых дамочках. Если они держат свой бюджет для культурки, их сподручно привлекать с целью монетизации плодов авторских усилий. Халтура ведь - не лишь для музыкантов. Тут есть рифы морального характера, посему видится потребность в глубоководном исследовании.
Кста, Рабле я так и не осилил, добросовестно исчерпав три попытки..
...Я-то его одолел с первого раза. От жадности, бо отдал за это четвертной билет в достопамятные времена, когда книги стоили рупь.
"Разбора полета"и не было вовсе, сударь, я просто попытался слепить свою картину мира...
"Упомянутые дамочки" - дрянь, смывшаяся от перестройки и теперь из-за океана научающая нас жизни. Слабо им, снобирующим, нашего волка задрати!
А "халтура" - норма жизни и её назём, чё ее исследовать-то? Без неё жизнь превратится в "простое как мычание"... А хотелось бы знать, отчего это некоторые, напр., Вивальди называют "Моцартом для бедных". (Может А.Назаров разобъяснит...)